(ДБН 360-92**) 2 Общая организация городских и сельских поселений

2 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

 

Функционально-планировочная структура городских поселений

 

2.1 Территория города по функциональному назначению и характеру использования подразде­ляется на селитебную, производственную, в т.ч. внешнего транспорта, и ландшафтно-рекреационную.

2.2 Селитебная территория включает участки жилых домов, общественных учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных, научно-исследовательских и других институтов без опыт­ных производств, внутри селитебную улично-дорожную и транспортную сеть, а также площади, парки, сады, скверы, бульвары, прочие объекты зеленого строительства и места общего пользования.

2.3 Производственная территория предназначена для размещения промышленных предпри­ятий и связанных с ними производственных объектов, в т.ч. комплексов научных учреждений с опытными предприятиями, коммунально-складских объектов, предприятий (по производству и переработке сельскохозяйственных продуктов; санитарно-защитных зон промышленных предпри­ятий; объектов спецназначения (для нужд обороны); сооружений внешнего транспорта и путей внегородского и пригородного сообщения, внутригородской улично-дорожной и транспортной сети; участков общественных учреждений и мест общего пользования для населения, работающего на предприятиях города.

Примечание. Промышленные предприятия, которые не выделяют в окружающую среду экологичес­ки вредных, токсичных, пылеобразных и пожароопасных веществ, не создают повы­шенных уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений, не требуют подъезд­ных железнодорожных путей, допускается размещать в пределах селитебных террито­рий или в непосредственной близости к ним с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

2.4 Ландшафтно-рекреационная территория включает озелененные и водные пространства в границах застройки города и его зеленой зоны, а также другие элементы природного ландшафта. В ее состав могут входить парки, лесопарки, городские леса, охраняемые ландшафты, земли сельско­хозяйственного использования и другие угодья, которые формируют систему открытых прост­ранств; загородные зоны массового кратковременного и длительного отдыха, межселенные зоны отдыха; курортные зоны (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы).

2.5 Совершенствование и развитие планировочной структуры города следует увязывать с исто­рической зоной города, его историко-архитектурным опорным планом и зонами охраны памятников истории, культуры и природы (раздел 11).

2.6 Для обеспечения необходимых функциональных связей мест расселения с местами приложе­ния труда и отдыха, учреждениями культурно-бытового обслуживания, а также для снижения затрат времени на передвижение населения следует формировать относительно устойчивый трудо­вой баланс проживающих и работающих в пределах основных структурно-планировочных элемен­тов города (планировочных районов, зон).

Примечание. Функциональную организацию, величину, емкость, границы основных структурно-планировочных элементов города, количество последних следует определять исходя из местоположения и концентрации основных функций.

В малых, средних и больших городах с компактной планировочной структурой труд сбалансированность может достигаться в масштабе всего города.

2.7 При определении емкости основных структурных единиц города - планировочных районов в больших и крупных городах - необходимо ориентироваться на следующие показатели: численность населения должна составлять от 100 до 300 тыс. чел.; трудящихся в градообразующем комплексе -от 30 до 100 тыс. чел.; в городах, характеризующихся сильной расчлененностью планировочной структуры, особенно в городах добывающей промышленности (формирующихся на базе отдельных территориально закрепленных производств и расселения - шахт, бывших шахтерских поселков и др.), население планировочного района составляет от 50 до 120 тыс. чел.

В крупнейших городах с численностью населения более 1 млн. жителей при наличии мощных комплексов машиностроения и тяжелой индустрии, сосредоточенных в крупных промышленных производственных зонах, следует формировать трудо- и социально сбалансированные селитебно-производственные образования - планировочные зоны, численность населения которых не должна превышать 450-900 тыс. чел.

2.8 Формирование планировочных зон в крупнейших городах с населением более 1 млн. жителей следует осуществлять путем сочетания комплексных селитебно-производственных районов с высо­кой степенью труд сбалансированности, селитебных, промышленных районов с формированием многофункциональных центров приложения труда и обслуживания.

2.9 Для достижения высокого социально-экономического эффекта формирования планировоч­ной структуры города следует стремиться к компактному развитию его плана, что достигается повышением интенсивности использования территории под основные функции. При этом необхо­димо учитывать неоднородность функционально-планировочных качеств городских территорий, которые в значительной мере определяются различной интенсивностью их освоения и неодинаковы­ми условиями транспортной доступности.

Ценность участка городской территории следует определять по оценкам его доступности отно­сительно жилых районов, мест приложения труда, учреждений обслуживания общегородского зна­чения, мест массового отдыха с учетом их размещения в зонах различного градостроительного качества (приложение 2.1).

2.10 В городах со сложными инженерно-геологическими условиями необходимо предусматри­вать в пределах их территорий или в пригородных зонах площадки для размещения части населения этих городов в случае неожиданных катастроф, наводнений и т.п. Там же следует предусмотреть комплекс инженерного оборудования, обеспечивающий временное проживание населения.

 

Система общественных центров городов

 

2.11 В пределах основных структурно-планировочных элементов города следует предусматри­вать территории для размещения объектов и учреждений культурно-бытового обслуживания насе­ления. Места их концентрации формируются как общественные центры различных уровней. *

Число, состав, размещение общественных центров в плане города принимаются с учетом его величины, функционально-планировочной структуры, исторических особенностей формирования городского плана, ландшафтно-природных особенностей, а также роли города в системе расселения.

Примечание. В крупнейших городах на въездах следует размещать общественные центры для обслу­живания населения пригородной зоны.

2.12 Общегородской центр необходимо рассматривать как пространственную систему, в состав которой, кроме центрального ядра и прилегающей центральной зоны, входят взаимосвязанные с ним центры наиболее крупных планировочных районов, зон или других структурно-планировоч­ных элементов.

В зависимости от размеров и планировочной организации общегородского центра необходимо в его пределах создавать систему взаимосвязанных общественных пространств с выделением главной площади, улицы, пешеходных улиц и зон.

2.13 При определении площади общегородского центра и его ядра необходимо учитывать численность населения, административную значимость, масштабы территориального развития го­рода, местные градостроительные и природные условия.

Для определения площади общественных территорий общегородского центра и его ядра следует ориентироваться на удельный показатель 5-8 м2/чел., исходя из перспективной численности населе­ния города.

Примечание 1. В южных городах, расположенных в III Б и IV Б климатических подрайонах, следует стремиться к снижению показателя расхода территорий (до 4 м2/чел.), кроме зон повышенной сейсмичности.

Примечание 2. В городах II В и III В климатических подрайонов, в малых и курортных городах удельный показатель может быть увеличен на 15-30 %, но составлять не более 10-12 м2/чел. 

Удельный вес территории для системы общегородского центра и его основных элементов в балансе территорий города и центра составляет, процентов:

Центр города                                                            3,5-5,0 для крупнейших и крупных городов
(от площади города)                                                 6,0-8,0 для других групп городов

Ядро центра города                                                  30-35 для всех категорий городов
(от площади центра)

Общественные территории                                      70 и более

в ядре центра

(от площади центра)

Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точки зрения градостроитель­ной ценности, приводится в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Территория по функциональному назначению

Плотность, чел. /га

Селитебная

110-150 проживающих

Жилая

400-500 проживающих

Производственная

450-500 работающих

Общественных учреждений

150-200  работающих

 

2.14 Общегородской центр следует развивать как полифункциональную систему, включающую в себя: управление; общественную, деловую, культурно-просветительную и культурно-зрелищную деятельность; торговлю; общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание; связь, транспорт, жилье, отдых, туризм.

В состав общегородского центра могут включаться функциональные объекты научно-производ­ственной деятельности, здравоохранения, исключая больницы, диспансеры и другие учреждения, требующие размещения в отдельных зонах.

2.15 В системе общегородского центра, исходя из его функциональной структуры, в зонах концентрации учреждений соответствующих функций следует формировать общественные комплек­сы (центры) моно- или полифункционального профиля.

Наиболее важные в архитектурно-планировочном отношении монофункциональные комплек­сы (центры) формируются важными учреждениями и соответствующими зданиями и сооружениями. К ним относятся: административные (государственные, областные, городские) комплексы, крупные деловые, информационные, культурно-просветительные, зрелищные, мемориальные, торговые и др. Их следует размещать в пределах центрального планировочного района в ядре центра и насыщать сопутствующими функциями.

Полифункциональные комплексы (центры) следует формировать деловыми, торговыми, куль­турно-зрелищными учреждениями и размещать как в центральном ядре, контактной к нему зоне на въездах в ядро или общегородской центр, в центральном планировочном районе (зоне), так и на главных осях других планировочных районов (зон) города.

При формировании полифункциональных комплексов (центров) общегородского значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать административно-управлен­ческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с расположенными вблизи промышленно-производственными объектами.

Специализированные центры, создаваемые на основе спортивных, рекреационно-оздоровительных, лечебных, учебно-научных, научно-производственных и других учреждений и объектов, не требующих больших территорий, могут формироваться в любом планировочном районе (зоне) города. Те из них, которые требуют крупных площадок для своего развития, следует размещать в периферийных планировочных районах (зонах), на въездах в город и в пригородной зоне.

2.16 При создании центров периферийных планировочных районов (зон) размеры их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей в общественных территори­ях, приведенных в п. 2.13. В случае их формирования в комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производственного района удельный размер земельного участка последнего допускается увеличивать, но не более чем на 30 %.

При формировании жилых районов в центральной зоне их общественные центры следует рас­сматривать в общей системе общегородского центра.

 

Территориально-планировочная организация сельских поселений

 

2.17 Территория сельского населенного пункта по функциональному назначению должна де­литься на селитебную и производственную.

Селитебная территория включает жилые территории, участки учреждений и предприятий об­служивания, парки, скверы, бульвары, улицы, проезды, площадки для стоянки автомашин, водо­емы.

Производственные зоны включают зоны и участки предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту, техническому обслуживанию и хранению сельскохозяй­ственных машин и автомашин, участки коммунально-складских и других объектов, дороги, проезды и площадки для стоянки автомашин, прочие территории.

Примечание. В территорию сельского населенного пункта входят производственные и селитебные территории, а также приусадебные участки, включая земли фермерских и индивиду­альных хозяйств, площадки населенного пункта.

2.18 При реконструкции сельских населенных пунктов следует предусматривать:

- улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения путем упорядочения сложившегося функционального зонирования, выноса сельскохозяйственных предприятий в произ­водственную зону, выноса транзитных автодорог, мероприятия по защите от наводнения, оползней, селей, подтопления подпочвенными водами и т.д.;

- упорядочение и благоустройство сети улиц и проездов при максимально возможном сохране­нии сложившейся планировочной структуры;

- совершенствование застройки на основе сохранения существующих капитальных и пригод­ных к длительной эксплуатации зданий и сооружений, постепенной замены ветхого жилого фонда;

- обеспечение наиболее благоприятных условий для ведения всех форм сельскохозяйственной деятельности, включая аренду, фермерское, личное подсобное хозяйство, всеми жителями, в том числе и проживающими в без усадебных жилых домах;

- улучшение культурно-бытового обслуживания и создание общественного центра за счет строительства недостающих учреждений и предприятий;

- повышение эффективности использования территории населенного пункта за счет освоения пустующих земель, непригодных для сельскохозяйственного использования;

- инженерное оборудование, внешнее благоустройство и озеленение территории.

2.19 Общественный центр сельского населенного пункта является его ведущим структурным элементом, включающим основные учреждения управления и культурно-бытового обслуживания, а также площадь для проведения массовых общественных мероприятий.

Площадь общественного центра (без учета парка и плоскостных спортивных учреждений) определяется из расчета 8-12 м2 на одного жителя (большие показатели - для малых сел).

Территорию общественного центра следует зонировать по функциональному назначению раз­мещаемых учреждений и предприятий.

2.20 С целью создания благоприятного восприятия застройки общественного центра сельского населенного пункта (1-2 этажа) и оптимального соотношения между высотой зданий и длиной площади 1:6-1:8 открытое пространство следует предусматривать не более 0,15 га в малых населен­ных пунктах и 0,5 - 0,6 га - в крупных.

Величина свободной площадки с твердым покрытием для проведения массовых общественных мероприятий должна приниматься 700-750 м2 на 1000 жителей.

2.21 В крупных населенных пунктах, где в общественном центре размещаются здания культур­но-общественных учреждений, имеющие не только внутри сельское, но и межселенное значение, учреждения повседневного обслуживания могут размещаться в под центрах - с учетом нормативных радиусов обслуживания на пути пешеходного движения к производственной зоне и общественному центру.

 

Содержание Государственные строительные нормы и правила (ДБН 360-92**)

Полезный ресурс

Анализ сайта:
Проверка Траста

Кино (онлайн)

kino

 Нажмите на логотип

Web камеры (онлайн)

web kameraНажмите на логотип

Радио (онлайн)